Понятие о профилях Согласно условиям проектирования и сооружения железных дорог является необходимым, чтобы земляное полотно было устроено по возможности горизонтальным. Необходимо, чтобы уклоны допускались не свыше предельных; чтобы сопряжение двух разных направлений в плане было сделано по возможности большим радиусом и во всяком случае не менее предельного. Так как местность, по которой проводят путь, за редким исключением бывает ровной, то является необходимость в устройстве насыпей и выемок. Насыпь, как само название указывает, это грунт, насыпанный в низких местах для повышения дороги. Выемкой называется то место пути, где земля вынимается, чтобы понизить дорогу. В ровных местах земной поверхности для проведения железнодорожного пути достаточно сделать планировку, или разравнивание поверхности. Вышеозначенные земляные работы служат для подготовки полосы земли, которая называется полотном дороги. Прежде чем приступить к производству земляных работ, составляют проект и смету, т.-е. определяют во что обойдутся работы. Для выполнения этого нужно иметь следующие данные: 1) продольный и поперечный профиля земли и проектируемого железнодорожного полотна 2) качество грунта. Первое определяется продольною и поперечною нивеллировками, а второе геологическим исследованием грунта в разных местах проектируемого полотна. Осью полотна называется линия, мысленно проведенная по поверхности полотна и делящая его пополам. Ось полотна как в вертикальном сечении, или профиле, так и горизонтальном в плане, представляет ломаную линию. Разрез вертикальной плоскостью по оси полоша даст нам про-дольный профиль. Вследствие сего в продольном профиле мы будем различать горизонтальные линии-площадки и наклонные - уклоны. Если мы будем рассматривать уклоны по отношению направления движения данного поезда, то поднимающиеся части представят подъемы, а спускай щлеся-скаты. Итак, подъемы и скаты суть отдельные части уклона. В плане прямые части пути сопрягаются дугами кругов различных радиусов, отчего образуются прямые и кривые. Поперечным профилем называется сечение поверхности проектного полотна вертикальной плоскостью перпендикулярно к оси полотна.